Выдержка из постановления Правительства РФ от 29.12.2022 г. № 2517 «
В период с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2023 г. оценка системы управления качеством производителя медицинского изделия на соответствие требованиям к внедрению, поддержанию и оценке системы управления качеством медицинских изделий в зависимости от потенциального риска их применения не является обязательной и может проводиться в добровольном порядке по инициативе производителя медицинского изделия или уполномоченного представителя производителя (изготовителя) медицинского изделия».
Соответственно, в случае, если оценка системы управления качеством производителя медизделия в указанный период не производилась, то при подаче заявления о госрегистрации медизделия и/или внесении изменений в документы регистрационного досье медизделия класса потенциального риска применения 2а (для стерильных), 2б или 3, в составе регистрационного досье необходимо предоставить также документы, подтверждающие у производителя медизделия должных условий производства, а также копии сертификатов соответствия системы менеджмента качества стандартам ГОСТ ISO 13485-2017 «Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования» (либо, при наличии – международного стандарта ISO 13485), а также копии отчетов ранее проводимых инспекций на соответствие стандартам.
Кроме того, производителям медизделий, подавшим заявление о госрегистрации медизделия в период с 1 января по 31 декабря 2023 года, необходимо в течение 3-х лет со дня регистрации, в порядке, предусмотренном для внепланового инспектирования, необходимо подтвердить факт внедрения системы управления качеством, пройдя первичное инспектирование производства.
Ниже приводятся пояснения по основным моментам:
- правил проведения инспектирования производства медизделий;
- требований к внедрению и оценке системы управления качеством медизделий.
А также текст
Об утверждении
Правил проведения инспектирования производства медицинских изделий на соответствие требований к внедрению, поддержанию и оценке системы управления качеством медизделий в зависимости от потенциального риска их применения» (
с учетом изменений, внесенных ПП РФ №2517);
Оба документа вступили в силу с 1 сентября 2022 года и действуют до 1 сентября 2028 года. Согласно постановлениям, российским производителям медицинских изделий надлежит внедрить или доработать СУК медизделий и обеспечить возможность прохождения инспектирования производств.
Система управления качеством медизделий (СУК) – комплексное решение, включающее в себя организационные структуры, функции, процедуры, процессы и ресурсы, обеспечивающие скоординированную деятельность по руководству и управлению производителем медизделий, применительно к их качеству.
Система управления качеством – не что иное, как система менеджмента качества медицинских изделий (СМК), схожая с той, что уже несколько лет существует и успешно работает в государствах-участниках общего рынка медицинских изделий Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Внедрение системы управления качеством – обязательно для производителей стерильных медизделий класса риска 2а и всех изделий более высоких классов. Внедрение СУК для производств медизделий 1 класса риска и нестерильных медизделий класса 2а – рекомендуемо, но не обязательно.
При регистрации медизделий, требующих проверки СУК, к досье подшиваются копии сертификатов соответствия согласно ГОСТ ISO 13485-2017, либо его международного аналога стандарта ISO 13485 и отчет о проведенных инспекциях. Кроме того, в течение 2-х лет с момента события, на медизделия, подлежащие контролю СМК, необходимо получить подтверждение госинспекции о соответствии производства принятым стандартам в случае, если производителем вносились изменения в регистрационные удостоверения медизделий.
Для исполнения требований по внедрению/доработке системы СУК, производителям медизделий отводится 9 месяцев с момента вступления актов в силу. До окончания этого периода проверки системы управления качеством – не проводятся.